О Борисе Мигале. Арсен Кардашев

Первое сентября 1970 года. Я студент ЛВХПУ им Мухиной. Анатолий Георгиевич Сахенберг собирает нас в музее училища, мы помогаем в подготовке студенческих работ для отправки на выставку в Москву. Перепрыгивая через разостланный на полу гобелен Мигаля, я неуклюже наступаю на его край. А.Г. Сахенберг делает мне замечание и рассказывает об авторе гобелена, как о талантливом выпускнике кафедры мебельно-декоративных тканей. Это была моя первая встреча, хоть и заочная, с Борисом Мигалем. Все пять лет моей учебы, о нем на кафедре отзывались как о несомненном таланте. Его учебный гобелен висел на кафедре, он активно работает и участвует в выставках различного уровня. Работы Бориса выделяются и имеют успех.

В 1975 году я получил диплом художника- текстильщика и был распределен на объединение « Новость», где работал Борис Мигаль. Я знал, что он работая на фабрике по производству платков, успешно работает над созданием гобеленов и выставляется. Если он может, то и я смогу, думал я. Художественная мастерская фабрики находилась на Банковском переулке в стороне от начальства ( Суворовский проспект) и от фабрики (Новгородская улица). Один раз в квартал собирался художественный совет, где решалась наша судьба и судьба наших эскизов. По плану нужно было сдать три эскиза, которые отвечали бы возможностям фабрики и направлению моды.

Аккуратный, ровный в общении со всеми, интеллигентный Боря ни с кем не конфликтовал, всех держал на расстоянии. Я сидел с ним в одной комнате, но в течении нескольких лет мы были на « вы». Эскизы платков никогда не переделывал, сразу они получались чёткими, ясными графически. В пять часов вечера он заканчивал работу и спешил домой, к маме ( мамусик, как он ее называл) и к своим гобеленам.

Борис обладал талантом четко отвечать на заданную тему языком переплетений и фактур. Его гобелены неизменно попадали на всесоюзные выставки в Москве именно из-за своего, ни на кого не похожего, текстильного языка. Они всегда философски отвечали на главные вопросы. Это выделяло Бориса из среды текстильщиков, его работы было невозможно не заметить.

Мигаль активно работал в художественных советах различного уровня и здесь он обладал ценным даром с первого взгляда определять достоинства и недостатки представленных работ. Борис обладал аналитическим умом, мог высказать критические замечания автору прямо, не стесняясь авторитетов.

Наши отношения с Борей со временем переросли в дружеские, можно сказать мы были как братья.

В мастерской А. Кардашева. 1990г.

Верхний ряд: Лена Шилова, Дорико Беридзе-художник, Боря Мигаль и я,  в первом ряду Таня Слёзина и Ксения Борисовна Петрушина (?) в моей мастерской 1990г.

 

Борис Мигаль на моей выставке в Музее Городской Скульптуры 1990г.

 

Б. Мигаль в моей мастерской на ул.Марат 1995год.

Мне все эти годы очень не хватает его мудрых советов, внимания и дружбы. Я рад, что Татьяна Слёзина собрала братство друзей Бориса Мигаля. Ежегодно 17 марта, мы отмечаем его день рождения. Сначала встречаемся на могиле Бориса, а затем сидим за столом в доме Татьяны и вспоминаем его. Я думаю, что эти встречи выходят за рамки обычных поминок хорошего человека и главное здесь это признание совокупности качеств Бори, как человека, друга и большого таланта. В этом кружке собрались очень талантливые художники, друзья Бориса – Инна Олевская, Михаил Копылков, Саша Якуничева, Дарико Беридзе, Елена Шнайдер, Робенко Борис, Люся, Егор и сама Татьяна Слёзина. Каждый из этих художников, достигший определенных результатов, признанные мастера каждый в своей области и я горжусь дружбой с этими людьми. Спасибо тебе Боря, ты и оттуда не оставляешь меня, поддерживая связь со мной через них. Спасибо, друг!

 

Умер Боря, и мы собрались у меня в мастерской перед тем как идти в морг:
вверху слева брат Бори Алик, Владимир Цывин (художник)  и я.
Внизу: слева Коля муж Елены  Шнайдер (архитектор) и Миша Копылков (художник).

 

Несколько слов о преподавательской деятельности Мигаля в ЛВХПУ им. Мухиной. Студенты его очень любили и относились с нему с пиететом, хотя он жаловался мне , что он готовится к занятиям, приносит книги и готов делиться своими знаниями, а они не приходят или опаздывают. Но это – жизнь, студент осознаёт все позже, а пока ему нужно выживать, пытаясь подработать. С этим ничего не поделаешь, а об уважении и любви к Борису стало ясно на прошедшей выставке ( февраль 2012 года) в музее академии им. Штиглица Выставка получилась и открыла ещё одну грань его дарования, это высшее достижение и признание в профессии.

И здесь хочется сказать – Боря! Ты счастливый человек, у тебя талант художника, талант учителя, талант друга.

Спасибо тебе за наши встречи!

Спасибо тебе за друзей!

Ты в моём сердце, пока я жив!

 

Арсен Кардашев.     12 сентября 2012 г. Санкт- Петербург

Вы просматриваете пробную версию.. Сайт  на стадии заполнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Борис Мигаль. Мемориальный сайт // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru